Аналитика - это то, о чем должен знать любой руководитель, лидер... да и вообще кто угодно! И не только потому, что это популярное слово встречается на каждом шагу, но и потому, что оно в скором времени изменит всю нашу жизнь. Информация окружает нас со всех сторон, а потому аналитика затрагивает не только бизнес, но и, например, спорт, здравоохранение и правительство. Сложно представить себе аспект нашей жизни, в котором не будет использоваться аналитика. Книги на эту тему становятся мировыми бестселлерами, а профессия специалиста по обработке данных считается одной из самых перспективных. Так что же такое аналитика?

На базовом уровне, аналитика - это способность собирать и использовать информацию, принимая решения на основе фактов. Прогресс в области компьютерных технологий и полная информатизация мира в скором времени позволит принимать такие решения обо всем на свете, а люди приобретут поистине безграничные возможности. Для начала поговорим об информатизации мира, а затем приведем примеры эффективного использования аналитики.

 

Информатизация, или увеличение объемов данных

День за днем люди создают все больше и больше данных, и этот процесс ускоряется с течением времени. Каждый аспект нашей жизнедеятельности оценивается и отслеживается, а аналитика позволяет раскрыть истинную суть вещей. Вот лишь несколько примеров, наглядно иллюстрирующий степень информатизации нашего мира:

  1. Факты общения с другими людьми постоянно фиксируются: специальные сервера хранят наши электронные письма, посты в социальных сетях и записи телефонных разговоров.
  2. Компании создают большие хранилища цифровых данных обо всем, что в них происходит. Только представьте, какой объем данных может создать бухгалтерия, стол обработки заказов или кадровый отдел! И эти объемы растут с каждой минутой!
  3. Все наши действия в цифровом мире также отслеживаются. Например, браузеры ведут историю просмотров и поисковых запросов, а онлайн-магазины запоминают, что мы купили. Когда мы читаем книгу или слушаем музыку в электронном виде, устройство (книга или проигрыватель) собирает информацию о том, что конкретно, когда и как долго мы делаем.
  4. Нас окружают едва заметные сенсоры, которые создают дополнительные данные. Например, в смартфонах есть сенсоры, определяющие местоположение владельца и скорость его движения, сенсоры кораблей измеряют температуру и направление потока воды в океане, сенсоры автомобилей контролируют процесс вождения, а сенсоры в упаковках товаров позволяют узнать, где находится наш заказ.
  5. Данные исходят и от различных аксессуаров -  "умных" часов, очков Google Glass и шагомеров. Например, я ношу фитнес-браслет, ежедневно измеряющий количество пройденных шагов, сожженных калорий и часов сна.
  6. Большое количество фотографий и видеороликов хранится в электронном виде, не говоря уже о записях с камер наблюдения. В частности, пользователи 
    YouTube ежеминутно загружают более 100 часов видео, а пользователи Facebook - более 200 000 фотографий.
  7. Устройства, подключенные к Интернету, способны самостоятельно создавать и передавать данные. Например, "умные" телевизоры запоминают программы, которые смотрят их хозяева, и даже могут определить, сколько человек сидит перед экраном.
  8. Все больше и больше информации публикуется в открытом доступе - например, статистика и прогнозы от метеобюро, ранее цензурированные правительственные данные, популярные поисковые запросы Google Trends или карты Google Maps.

Я думаю, вы уже поняли, что в наши дни наблюдается настоящий информационный взрыв, который служит катализатором для развития аналитики.

Аналитика в наши дни

За последние годы человечество не только создавало все больше и больше данных, но еще и научилось их обрабатывать. Теперь мы можем анализировать большие объемы информации из различных источников, что приводит нас к недоступным ранее решениям. Анализ больших неструктурированных блоков часто именуется "аналитикой больших данных". Для анализа цифр, текста, фотографий, звуков и видео применяются различные методы. Рассмотрим некоторые примеры из практики.

Спорт: Аналитика активно используется для улучшения спортивной производительности профессиональных атлетов и обычных людей. Например:

  • Каждый желающий может купить бейсбольный мяч с 200 сенсорами, позволяющими определить силу удара, направление движения и т.д. Мяч был создан компанией InfoMotion Sports Technologies совместно с Мичиганским университетом и в настоящее время проходит доработку.
  • Мобильные приложения Run Keeper и Nike + Running используют встроенные в смартфон сенсоры, чтобы отслеживать и анализировать скорость бега и количество потраченных калорий.
  • Для Олимпийских гонок используются велосипеды с сенсорами в педалях, которые определяют величину ускорения, придаваемого транспорту при каждом толчке. Эта информация 
    позволяет оценить производительность спортсмена и улучшить ее.
  • Система SlamTracker предназначена для записи теннисных матчей и предоставляет статистику в режиме реального времени.
  • Наконец, мы все видели фильм "Человек, который изменил все", рассказывающий историю жизни Билли Бина. Он работал генеральным менеджером команды Окленд Атлетикс и не мог найти новых игроков традиционными методами, но аналитика помогла ему добиться успеха и обыграть более богатые клубы.

Здравоохранение: Аналитика медленно, но верно меняет современную систему здравоохранения. Рассмотрим следующие примеры:

  • Больничные отделения, которые оказывают помощь недоношенным и больным младенцам в буквальном смысле анализируют каждый их вздох. Это помогает выявить определенные закономерности - например, заподозрить инфекцию за 24 часа до появления симптомов и начать заблаговременное лечение.
  • Мощные аналитические инструменты позволяют расшифровывать ДНК гораздо быстрее, чем раньше (в частности, в настоящее время на расшифровку уходит всего один день). Это позволяет предсказывать некоторые закономерности (например, вероятность того или иного заболевания) и принимать информированные решения (например, о превентивных мерах). Кроме того, расшифровка ДНК способствует появлению новых методов лечения болезней (например, рака).

Межличностные взаимоотношения: Любовь - это неотъемлемая составляющая человеческого счастья. Каждый хочет найти свою "половинку", но как это сделать? На помощь приходит аналитика. Взять, к примеру, сервис eHarmony. Его основатель изучил сотни пар и на основании полученных данных вывел свой собственный алгоритм, позволяющий подобрать человеку пару с учетом его личности и социальных навыков. Каждый пользователь сайта заполняет подробную анкету, чтобы потом познакомиться с тем, кого подобрала ему система. В некоторых случаях предложенные варианты не соответствуют привычным типажам, однако данные позволяют предположить схожесть характеров. Другие сайты знакомств используют иные алгоритмы. Например, по версии Perfectmatch.com "половинки" должны дополнять друг друга.

"Умные" дома: Наши дома наполняются "умными" устройствами, которые собирают и анализируют данные. Например, мои весы следят не только за моим весом, но и за температурой и качеством воздуха в комнате, передавая данные на смартфон. Мой холодильник подключен к Интернету и сообщает мне о неисправностях (например, если я забыл плотно закрыть дверь). Количество "умных" устройств увеличивается с каждым годом, а аналитика позволяет эффективнее их использовать - например, автоматически настраивать систему отопления в соответствии с потребностями жильцов или оставлять заявки на ремонт.

Предотвращение преступлений: В сфере борьбы с преступностью аналитика помогает выявлять и предсказывать противоправные действия. Например:

  • Компании, выдающие кредитные карты, отслеживают наши транзакции в режиме реального времени. Если система выявляет "нетипичное" поведение, карта "замораживается" прежде, чем деньги будут сняты со счета.
  • Полиция и федеральные агентства используют аналитические инструменты для предотвращения террористических атак.
  • Во многих полицейских управлениях установлены системы, позволяющее узнавать о перестрелках и оперативно на них реагировать, не дожидаясь сигнала очевидцев. Примером такой системы может служить ShotSpotter. Именно благодаря ей управляющие органы узнали, что большая часть (80-90%) перестрелок проходила незамеченной.

Бизнес: Разумеется, аналитика активно используется в бизнесе. Я работаю в этой сфере, помогая компаниям создавать стратегии, принимать обдуманные решения и повышать свою производительность. Вот лишь малая толика примеров, которыми я могу поделиться:

  • Многие клиенты перераспределяют маркетинговые усилия, основываясь на информации о количестве продаж. Для определения поведенческих шаблонов покупателей используются данные с карт лояльности или кредитных карт. Например, женщина, которая ждет ребенка, сильно меняет свои привычки, и супермаркет, в котором она покупает продукты, может легко это узнать. Это знание можно использовать для распространения целевой рекламы, сообщив будущим родителям о скидках на детские товары.
  • Магазины розничной торговли используют аналитику для оптимизации работы с производственными запасами. Традиционные методы включают в себя анализ продаж и закупку товаров, которые продаются лучше всего. Современная аналитика выходит за привычные рамки. Например, один из моих клиентов обнаружил товар, который не пользовался особым спросом, но приобретавшие его покупатели обычно оставляли в магазине круглые суммы. Таким образом, отказываться от закупки этого товара было бы неразумно.
  • С помощью аналитики компании оптимизируют работу системы снабжения. Данные от сенсоров, установленных на грузовиках с товарами, позволяют выработать кратчайший маршрут доставки, принимая во внимание пробки и погодные условия.
  • Другой мой клиент, представлявший ведущую телекоммуникационную компанию, разработал аналитическую модель, позволявшую предсказывать уровень удовлетворенности пользователей и возможные жалобы. На основании текстов заявлений и записей телефонных звонков все пользователи были разделены на категории. В результате анализа выяснилось, что пользователи, принадлежащие к определенному типу, чаще других разрывали контракты и уходили к конкурентам. Дальнейшие исследования позволили тщательнее изучать уровень удовлетворенности таких клиентов и принимать превентивные меры по их удержанию.
  • Крупные предприятия из сферы услуг используют аналитику, чтобы определять сотрудников, которые подумывают покинуть рабочее место. Они используют информацию о посещении сотрудниками таких сайтов, как LinkedIn, Dice и Monster. Это позволяет принимать превентивные меры до того, как ценный специалист примет решение об уходе.

Список примеров можно продолжать до бесконечности, однако вы наверняка уже поняли, что такое аналитика и как она влияет на наши жизни. Надеюсь, эта статья была вам полезна. Можете ли вы что-нибудь добавить или привести другие примеры? Пожалуйста, поделитесь своим мнением в комментариях!

Бернард Мар, linkedin.com, перевод: Айрапетова Ольга